Школьный синдром

Школьный синдромШкольный синдромШкола это не только новые друзья, новые знания и новые увлечения, но еще и новые болезни. Чем и почему болеют наши школьники, накануне нового учебного года мы решили узнать у детского психиатра медико-психологического центра Михаила ГРИНЕВА.

— Говорят, что есть даже синдром первоклассника, когда дети начинают писать в постель, став школьниками. Почему это бывает?
— Синдром первоклассника часто возникает у неподготовленных детей, которые не ходили в детский сад. Уровень знаний у них ниже, организованность и коммуникативность тоже. Они не знают, как себя вести в большом коллективе, не понимают, что вокруг них происходит. Попав в новую, непривычную для себя обстановку, домашние дети боятся одноклассников, боятся учителя, боятся выглядеть смешными, боятся сказать не то и сделать не так. Если ребенок недостаточно подготовлен к школе, то адаптационный период у него может затянуться.Школьный синдромШкольный синдромШкола это не только новые друзья, новые знания и новые увлечения, но еще и новые болезни. Чем и почему болеют наши школьники, накануне нового учебного года мы решили узнать у детского психиатра медико-психологического центра Михаила ГРИНЕВА.

— Говорят, что есть даже синдром первоклассника, когда дети начинают писать в постель, став школьниками. Почему это бывает?
— Синдром первоклассника часто возникает у неподготовленных детей, которые не ходили в детский сад. Уровень знаний у них ниже, организованность и коммуникативность тоже. Они не знают, как себя вести в большом коллективе, не понимают, что вокруг них происходит. Попав в новую, непривычную для себя обстановку, домашние дети боятся одноклассников, боятся учителя, боятся выглядеть смешными, боятся сказать не то и сделать не так. Если ребенок недостаточно подготовлен к школе, то адаптационный период у него может затянуться.

— Какие нервные расстройства чаще всего случаются у школьников?
— Неврозы. Они сопровождаются нежеланием ребенка идти в школу. Причин их возникновения много. Это и боязнь отвечать перед целым классом, и смена учителя, и конфликт со сверстниками. Проявляются неврозы тоже по-разному: у одних детей немеют руки, у других не прекращается кашель. Бывают даже случаи мнимой слепоты и глухоты. Один на один с учителем ребенок разговаривает, отвечает на его вопросы, а перед классом не может. Стоит у доски и молчит.

— И что делать? Как его разговорить?
— Мы обычно в таких случаях проводим психокоррекцию. С молчуном занимается психолог.

— А в домашних условиях, не обращаясь к помощи специалистов, можно избавить ребенка от страха публичных выступлений?
— Тут очень многое зависит от родителей, от их склада характера. Если они сами замкнутые, малообщительные, то и дети у них скорее всего не болтливые. С таким ребенком должен заниматься психолог. Параллельно его можно отдать в какой-нибудь кружок или секцию, чтобы он перестал бояться общества сверстников.

— Какие еще изменения в поведении детей могут возникать с началом нового этапа в их жизни?
— Тики появляются. Это такой синдром навязчивых действий, непроизвольных движений: моргание глазами, кыхание (респираторный тик), подергивание головой. Ребенок так реагирует на стресс, которым для него является поход в школу. К возникновению тика должна быть предрасположенность. Как к каждому замку можно подобрать свой ключ, так и у каждого нервного расстройства необходимо искать свою почву.

— За такие подергивания одноклассники могут и дразнить. Это хоть лечится или само со временем проходит?
— Мы назначаем медикаментозное лечение и физиопроцедуры. Даем рекомендации в отношении компьютера и телевизора. Ограничиваем на две-три недели просмотр фильмов. Само это не проходит.

— Моя дочь учится в классе, который процентов на 80 состоит из холериков. Учителя отказываются с ними работать, потому что тишина на уроке дольше двух минут не длится. Скажите, это просто нам так не повезло или дети действительно стали менее усидчивыми?
— Сейчас очень много детей с синдромом гиперактивности, с дефицитом внимания. Они мешают учителям вести уроки. Им сложно сидеть без движения длительное время. Они нуждаются в индивидуальном подходе с более частыми перерывами в занятиях. Им надо давать меньше нагрузку, потому что они быстро утомляются.

— Но есть же домашняя форма обучения.
— Есть. И количество детей, которых школа не хочет учить на общих основаниях, увеличивается с каждым годом. Но мы не можем по их просьбе всех «неудобных» детей перевести на индивидуальное обучение. К этому должны быть определенные серьезные показания. И еще личное наблюдение: в классах, где работает творческий педагог, с которым детям интересно, проблем со здоровьем и поведением учеников меньше. Правда, это каторжный труд – быть интересным современным школьникам каждый день.

Галина ЛЕМЗЯКОВА,
фото автора
и Николая СТЕРНИНА

Отчего дети не разговаривают?
Из практики школьных психологов

Пятилетняя Таня не хотела ходить в детский сад. Ей не нравились ни воспитатели, ни дети. Но главное, она была очень привязана к матери и к дому. Девочка отличалась большим консерватизмом, все новое ее раздражало, она с очень большим трудом привыкала к новой обстановке, к новым людям.
Когда ее повели первый раз в детский сад, она плакала, вырывалась, упрашивала мать не уходить. Родители решили сломать сопротивление дочери: ее ругали, даже били и каждый день отводили в сад. Через несколько недель воспитатели, по совету родителей относившиеся к ребенку очень строго и требовательно, с радостью сообщили: девочку переломили, теперь она шелковая: не плачет, не кричит, молчит.
Так продолжалось два года: в саду девочка молчала или говорила шепотом, дома же разговаривала как ни в чем не бывало.
По требованию воспитателей родители повели ребенка к детскому психиатру. Тот посоветовал забрать дочь из детского коллектива, а через какое-то время, когда она успокоится и забудет о детском саде, к которому у нее не лежала душа, попробовать отдать в другой коллектив. Родители так и сделали. Речь девочки восстановилась, и никаких проблем с нею не было до третьего класса, когда пришла новая учительница и чересчур строго стала требовать от учеников абсолютного послушания. И девочка вновь замолчала.

Робкая, впечатлительная второклассница Рита оказалась свидетельницей автомобильной катастрофы. Все случилось на ее глазах: рядом столкнулись две легковые машины, оба водителя погибли, немедля собралась толпа, возбужденно обсуждая случившееся.
Девочка была потрясена увиденным. Она прибежала домой и хотела рассказать все матери, но слова будто исчезли, отнялась речь, она не смогла произнести ни звука.

Двенадцатилетний Саша симпатизировал своей однокласснице, с которой сидел за одной партой. Однажды на классном собрании педагог, славящаяся своим острым языком, высмеяла его дружбу с девочкой. Мальчик стал бояться этой учительницы. При одной мысли о том, что ему придется отвечать на ее уроках, он покрывался потом, краснел и терял дар речи. Стоило ей вызвать его к доске, как он не мог произнести ни звука. Мальчишка хотел говорить, пытался говорить, успокаивал себя и мучился оттого, что дал своему страху покорить себя, но ничего поделать не мог.
Как только он садился за парту, страх исчезал и речь возвращалась.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Людмила ГАЛАНЦЕВА, психолог:
Все проблемы — из детства

— Любой ребенок очень зависит от оценки взрослых. На этих оценках складывается его мнение о себе (самооценка), мотивы поведения, способы решения проблем и — более того – сценарий будущей жизни.
Рецепт благополучного вхождения в школьное обучение прост: нагрузка должна быть соразмерна возможностям ребенка.

Школа – это одна из сторон жизни ребенка. Всего лишь одна из многих. Ребенок не готовится жить (потом, во взрослой жизни, после школы-института, на успешной работе и пр.), а уже живет СЕЙЧАС… Овладение знаниями, умениями и навыками, бесспорно, очень важно, но если это напоминает борьбу между родителем и ребенком (а может быть, и учителем), то победителей здесь не будет.

Само по себе образование, даже очень хорошее и престижное, не гарантирует человеку счастья, если он прожил детские годы в страхе, напряжении и хроническом неодобрении взрослых. Психическое здоровье, нормальная самооценка, вера в себя – это гораздо важнее, этого не наверстаешь, ведь многие взрослые проблемы родом из детства.

Дорогие, уважаемые взрослые! Будьте взрослыми и не забывайте, какими вы были детьми! Помогайте своим детям: поддержкой, верой в них, спокойствием и терпением…

Раньше специалисты медико-психологического центра выдавали 5-7 справок в год для перевода детей на индивидуальное обучение на дому, теперь – около сотни.

Добавить комментарий