Говорите с детьми!

Говорите с детьми!

В Городу половина детей, посещающих подготовительную группу детского сада, не выговаривают 1, 2, а то и 15 звуков. Им через полгода идти в школу, а у них речевая патология, которая обязательно скажется на обучении. И если время для исправления дефектов у них еще есть, то логопедов, занимающихся бесплатно, в городе почти не осталось. В прошлом году в детской городской больнице сократили двух специалистов, оставив на приеме в поликлинике №4 одного логопеда.

Говорите с детьми!

В Городу половина детей, посещающих подготовительную группу детского сада, не выговаривают 1, 2, а то и 15 звуков. Им через полгода идти в школу, а у них речевая патология, которая обязательно скажется на обучении. И если время для исправления дефектов у них еще есть, то логопедов, занимающихся бесплатно, в городе почти не осталось. В прошлом году в детской городской больнице сократили двух специалистов, оставив на приеме в поликлинике №4 одного логопеда.

Её рабочий день должен по норме длиться 4 часа. А детей, нуждающихся в помощи, собирается полный коридор. Родители, не сумев записаться на прием в регистратуре, ждут под дверью, умоляя посмотреть ребенка. Сколько детей проходит через кабинет, в котором можно корчить рожицы перед зеркалом? О том нам рассказала Вера ПОВАРЕНСКАЯ, работающая в детской поликлинике с 1970 года.
— Давайте журнал посещений посмотрим. Понедельник, 14 февраля. 6 человек с заболеваниями приходили на индивидуальные занятия. Три первичных посещения. Плюс еще 8 человек из числа тех, кто не посещает детский сад, но проходит обязательный медосмотр перед приемом в школу или установлением инвалидности. Кроме того, с сентября по декабрь по графику я обследую школьников, с января по апрель – детсадовцев подготовительной группы.

— Если у ребенка выявляются речевые дефекты, он становится вашим пациентом?
— Должен бы, но я одна не могу, к сожалению, работать со всеми. Посудите сами, в группе из 18 осмотренных ребятишек у 9 патология. В другой день обследовала 28 детей, различные дефекты есть у 13. Кто-то из них проходит оздоровление в специальной речевой группе детского сада, кто-то обращается ко мне или в частные детские центры. 14-летние школьники зачастую сами отказываются исправлять имеющиеся дефекты речи.

— Если окружающие понимают, что говорит ребенок, то, может, и не стоит его учить говорить правильно?
— Все малыши разные, и у некоторых даже из-за небольшого дефекта речи может развиться комплекс неполноценности. А если ребенок одни звуки заменяет другими или слоги переставляет местами, это уже проблема, над устранением которой необходимо работать.

— Сколько по времени вы занимаетесь с одним пациентом?
— Все зависит от сложности случая. 12-летней девочке звук «л» мы поставили за одно занятие, которое длится 30 минут. Но бывают дети, которые ходят ко мне по полгода и даже больше. В идеале с ними надо заниматься 2 раза в неделю, но тогда я не успею с другими нуждающимися поработать. Каждому задаю задание на дом. Если дети с родителями старательно его выполняют, то успеха достигают быстрее. В норме звуковое оформление у ребенка должно сформироваться к 3 годам.

— Есть какой-то возрастной предел, после которого человека уже невозможно научить правильно произносить звуки?
— Если есть желание, возраст неважен. Я занималась со студентом, у которого имелись проблемы с произношением звуков «ш», «щ», «ч». У него был очень важный стимул для исправления дефекта — девушка. Или вот однажды мама, с ребенком которой я занималась, попросила научить её произносить твердый звук «л». Она сама врач и комплексовала по поводу своего дефекта. Мы тут же этот звук поставили.

— Основной инструмент хирурга – скальпель, невропатолога – молоточек. Чем работает логопед?
— Словом и специальными шпателями. Есть стандартные одноразовые. А для постановки звука «р» шпатель я сама придумала. Нарисовала чертеж. Мне несколько штук изготовил папа, который водил на занятия своего ребенка. Он в Стальконструкции работал.

— И у вас, как в школе, без родительской помощи никуда?
— Конечно. Раньше, когда у меня свои дети были, я игрушки для занятий из дома приносила. Теперь мне родители учеников их дарят. Мама одного магнитную азбуку принесла. Папа другого сделал магнитную доску. Мы же с ребятишками не только учимся правильно произносить звуки, но и буквы изучаем.

— Вы работаете уже 4 десятилетия. К вам, наверное, бывшие ученики своих детей приводят. Отличаются современные дети и имеющиеся у них речевые дефекты от тех, с кем вы занимались в 70-е годы прошлого века?
— Сейчас появилось много сложных речевых патологий. Дети приходят очень запущенные. Ходит ко мне на занятия 8-летняя девочка. Её осенью не взяли в школу, потому что она не говорит. Вообще. Она из многодетной семьи, кроме нее растут еще четыре ребенка. Девочка не глухая и не немая. Артикулярный аппарат у нее развит нормально. Она не говорит просто потому, что не умеет. Её никто не учил. Я её растормошила, звуки мы с ней поставили. Но девочка словно попала в мир с необитаемого острова, слов не знает. Как она будет учиться в школе, если в семье до нее никому нет дела? И такая девочка в Городу не единственная.

— Как опытный педагог, мама троих детей и бабушка взрослых внуков что вы можете посоветовать благополучным родителям, которые хотят видеть своего ребенка не только здоровым, но и внятно говорящим?
— Любите детей. Уделяйте им как можно больше родительского внимания и ласки. Читайте сказки. Учите вместе стихи. Разговаривайте с ними. Интересуйтесь, как прошел день в детском саду или школе. И обязательно слушайте, что они отвечают.

Галина ЛЕМЗЯКОВА,
фото Николая СТЕРНИНА

Логопед Вера ПОВАРЕНСКАЯ с 7-летним Андреем закрепляют на занятии шипящие звуки и вводят их в речь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *