Лебеди не носят босоножки

Лебеди не носят босоножкиВ ДК «Современник» приехал настоящий балет

В коридоре валяются балетные пачки, костюмер наглаживает юбку с бесчисленными воланами, балерина зашивает туфлю, притулившись к стене на полу, мужчина в обтягивающем трико кипятит чайник. В ДК «Современник» проходят гастроли труппы «Новый русский балет».Лебеди не носят босоножкиВ ДК «Современник» приехал настоящий балет

В коридоре валяются балетные пачки, костюмер наглаживает юбку с бесчисленными воланами, балерина зашивает туфлю, притулившись к стене на полу, мужчина в обтягивающем трико кипятит чайник. В ДК «Современник» проходят гастроли труппы «Новый русский балет».

Первый спектакль – «Лебединое озеро». В программках указаны имена, которые в балетной среде считаются известными: Наталья ВЫСКУБЕНКО, не прима, но солистка Большого театра, Хасан УСМАНОВ, лауреат международных балетных конкурсов, он же художественный руководитель труппы. Выступление слегка подпортила… погода! Был снегопад, самолет с артистами то задерживали на несколько часов, то не давали посадку. Лебеди влетели в «Современник» буквально за два часа до начала представления и даже не успели «примерить» сцену. В результате принца Дмитрия ДМИТРИЕВА, не рассчитавшего силу прыжка, временами уносило за кулисы. А девочка из кордебалета угодила на необследованной сцене в ямку и упала. Больше к тому месту в течение спектакля никто из артистов близко не подходил. Но публика приняла безоговорочно, особенно не жалели ладоней и голоса дети из творческих коллективов Дворца.

На следующий день мы попали на репетицию «Жизели» и посмотрели балет за кулисами. Слабонервным этого лучше не видеть! Артисты рассыпались по сцене в поисках особо замысловатых углов, по которым можно распластать себя в неестественных позах и растянуться. Одна из балерин двадцать минут укладывала одну ногу в балетную туфлю. Завяжет, встанет на пальцы – больно! Развяжет и снова. У них стопы деформированы плюс кровавые мозоли после каждого спектакля, станцованного в полную ногу, – впору брать больничный. В это время прима и премьер в валенках проходят весь спектакль. Сквозняк для балетных ног – страшное дело. Режут число участников – все положенные по канону персонажи на сцену просто не влезут. Впрочем, наша сцена еще ничего, перед королевской семьей в Испании приходилось выступать на площадке в два раза меньше.
Вечером отдохнувшие с дороги артисты отожгли «Жизель» так, что зал подняло еще до занавеса, да так и не опустило. Ангарчанам показали настоящий балет.

На афишах написано, что труппу патронирует сама Майя Плисецкая. Однако в своей книге, выпущенной два года назад, легенда русского балета заявила: все, кто пользуется моим именем, – мошенники. В разговоре с Хасаном Усмановым выясняем, что это первый вопрос, который ему задают журналисты.
— В этом году мы специально отказались от зарубежных гастролей и поехали в тур по Сибири и Дальнему Востоку, чтобы показать публике разницу между теми, кто выезжает только на известном имени, и нашим коллективом.
— Как живут белые лебеди и принцы после 33 лет, когда их отправляют на пенсию, а они ничего больше не умеют, кроме фуэте и батманов?
— Кто-то идет преподавать танец. Кто-то заводит свою труппу. Но даже если мы приходим работать в офис, очень быстро можем сделать карьеру. Качества выходца из балета – железная дисциплина, работа через «не могу» и беспрекословное подчинение начальству. А после интриг в театре офисные интриги – это цветочки. Так что лебеди не умирают и не сдаются!

— Вы сами выбираете профессию или вас толкают на такие муки родные папа с мамой?
— Родителям, конечно, удобно. Ребенок в балетной школе – наркоманом и хулиганом не станет, потому что некогда. Сначала школа, потом учеба танцам, потом репетиции, а вечером спектакль – дети сызмальства работают в балете по-настоящему. Но профессию, конечно, выбираем сами. Не такая уж она и мученическая, зато мы в юном возрасте уже весь мир видим.
— Балетам, которые вы привезли в Россия, по сто лет и больше. Все придумано до вас, отточено до совершенства. Что остается?

— Расставлять акценты. Публика сравнивает – как это делала балерина N или M, ей это и интересно. И я считаю, что не нужно уродовать классический балет «новыми прочтениями». Не надо изобретать велосипед, он давно изобретен, крути педали! Конечно, хореографы, поместившие Жизель в сумасшедший дом и обрившие ее наголо, абсолютно не рискуют – они только на скандале вокруг этого себе имя сделают. А вот заставить зрителя заплакать над сказкой пусть попробуют.

…В мире существует множество версий классических балетов. К примеру, в некоторых европейских странах Одетта не прощает принцу измену, и он тонет в озере, куда ему, кобелю такому, собственно и дорога. Но русская Одетта и русская Жизель не могут убивать. Они прощают. И делают это так, что у женщин в зале правда наворачивается слеза.

Инна РУКОСУЕВА,
фото Николая СТЕРНИНА

P.S. Сегодня последний спектакль этих гастролей – «Спящая красавица». Начало в 19 часов. Билеты продаются.

Пожалейте женщин, которые никогда не смогут надеть босоножки, – это балерины.

Добавить комментарий