Оранжевый кот

Оранжевый котОранжевый кот«Чем хорош театр? Тем, что всегда есть место смекалке и выдумке». Эту мысль довелось прочесть в книге ангарчанина Вячеслава ПРОШИНА, с которой удалось ознакомиться в предновогодье. Театральный художник, сценограф – это редкая профессия. А в таком городе, как Россия, поди его сыщи. Но в театре «Росток» школы № 4 сценограф есть. Это Вячеслав Прошин.Оранжевый котОранжевый кот«Чем хорош театр? Тем, что всегда есть место смекалке и выдумке». Эту мысль довелось прочесть в книге ангарчанина Вячеслава ПРОШИНА, с которой удалось ознакомиться в предновогодье. Театральный художник, сценограф – это редкая профессия. А в таком городе, как Россия, поди его сыщи. Но в театре «Росток» школы № 4 сценограф есть. Это Вячеслав Прошин.

Сценография всегда была сильной стороной «Ростка». А теперь Вячеслав Прошин, опираясь на свой опыт, еще и книжку написал. Называется она попросту: «Сценография в школьном театре». Заглавие годится для методического пособия. Книжку, наверное, можно было назвать и повеселее. Но внешний вид у нее как раз развеселый, зазывающий, праздничный. Ведь оформил ее автор-художник. И сделал это замечательно.

На относительно небольшом пространстве своей книжки автор успел пофилософствовать на общетеатральные темы, затронуть теоретические проблемы сценографии, сделать ссылки на литературные источники, а главное — представить свою практику: поиски, находки, свершения, убеждающие и увлекающие своей всамделишностью. И все это не сухая информация, но эмоциональный выплеск.

Очень ценно, что автор написал все это, не выходя из горячего цеха, где задумываются, создаются, рождаются спектакли. Все для него не теории, витающие в эмпиреях, а живая суть дела, которому он предан и верен. Его советы и рекомендации взяты из кипящего котла живой практики.

Вот хотя бы один из благотворных советов: актера школьного театра надо привлекать к созданию внешнего облика спектакля. К сколоченной самим исполнителем роли рамочке, к пришитой самим ленточке актер будет относиться иначе – бережно и с любовью. Это прямо по Станиславскому: «Костюм или вещь, найденные для образа, перестают быть просто вещью и становятся реликвией».
Автора мучает (и он всем советует этим помучиться) нереализованность вертикальных сценических композиций. Ценный совет: воспарить ввысь!

А разве это не терзание: «Микроскопичность бюджета школьного театра». И вечный грустный вопрос ему хорошо знаком: «Где взять деньги?» А выход? «Материал для создания спектакля практически лежит под ногами. Его нужно только взять». И он не раз это находил и брал: бочки, старые ящики, коробки, картонные трубы, старые пластинки… Ну валяется вокруг много чего. Главное, чтобы найденное создавало необходимую пластическую среду, стыковалось со смыслом и сутью спектакля. Об этом, собственно, и книга.

Неожиданные качели в толстовском «Живом трупе». Игровая площадка в виде пластинки в «Сочинении, написанном, стоя на голове». Кроватные сетки как главная фактура сценического пространства в «Новых приключениях Чиполлино».

Театр «Росток», созданный в перестроенном тире-подвале, мучают то и дело заявляющие о себе грунтовые воды, рвущиеся на свободу. Но не поверите, иной раз они и выручают. Когда рождался спектакль «Что случилось в зоопарке», в затопившую часть пола воду набросали кувшинки, листья. Получился пруд, жалкий и унылый, очень подходящий для пьесы Эдварда Олби.

Привлекательная книга, которую я держу в руках, — это, признаться, сигнальный экземпляр. Пока автор сделал новогодний подарок сам себе. Но он энергичен, деятелен и уверен, что совсем скоро сделает подарок своим коллегам и всем, кто любит театр как зритель и соучастник.

Вячеслав Прошин делит свои спектакли на черно-белые и цветные. На самом деле они все оранжевые. Помните такую строчку из песни: «По мосту идет оранжевый кот». Оранжевый кот — это образ. В быту таких не бывает, а для искусства это необходимость и драгоценность. В спектаклях Прошина, будь они черно-белые или цветные, всегда есть образ, художественная изюминка, творческое открытие. Он давно приручил оранжевого кота и каждый раз удивляет нас им в самых разных вариациях.

«Оранжевый цвет приводит человека в состояние радостного возбуждения», — пишет Прошин в главке, посвященной цветохарактеристикам. Роль оранжевого в его спектаклях могут играть разные колориты и оттенки, разнообразные фактуры. Но радостное возбуждение всегда присутствует.

Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ,
фото из книги Вячеслава Прошина

Из архива театра “Росток”.

Декорация к спектаклю “Невидимые друзья”.

Добавить комментарий