Хаос

Среди бесчисленных черных дыр, пожирающих несметные суммы наших с вами денег, самой бездонной является ЖКХ. Миллиардные субсидии, выделяемые из бюджетов разных уровней на поддержку реформы ЖКХ, результатов не дают. Безудержный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги вынуждает население почти всех регионов страны выходить на митинги с требованием к властям обуздать рост тарифов. Проблема роста тарифов на услуги ЖКХ вызвала определённую реакцию у президента и председателя правительства.Среди бесчисленных черных дыр, пожирающих несметные суммы наших с вами денег, самой бездонной является ЖКХ. Миллиардные субсидии, выделяемые из бюджетов разных уровней на поддержку реформы ЖКХ, результатов не дают. Безудержный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги вынуждает население почти всех регионов страны выходить на митинги с требованием к властям обуздать рост тарифов. Проблема роста тарифов на услуги ЖКХ вызвала определённую реакцию у президента и председателя правительства.

Президент Д.А.Медведев ещё в марте дал поручение заместителю председателя правительства Д.Козаку в десятидневный срок разобраться в причинах роста тарифов в проблемных регионах. Поручение президента Козак не выполнил. Подтверждением этому служит ситуация в нашем городе. Попробуем доказать это утверждение на примере анализа причин высокого тарифа на услуги отопления и горячего водоснабжения в городе.

Как известно, основой формирования тарифа на отопление является норматив расхода тепловой энергии на отопление, то есть расход тепловой энергии (тепла) на один квадратный метр общей площади в год. До прихода к власти в городе в июле 2002 года Е.П.Канухина (приходится вновь недобрым словом вспоминать бывшего мэра) норматив был равен 0,24 Гкал/квадратный метр общей площади в год, и рассчитан он был по действующим в то время «Методическим рекомендациям по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства» (МДС 13 – 12 – 2000).

Постановлением от 03.12.2002 г. №3056 Е.П.Канухин, ссылаясь на фактические объёмы теплопотребления населением по показаниям приборов учета на теплоисточниках (?), установил норматив в размере 0,244 Гкал/квадратный метр в год. Если вспомнить, какой холодной была зима 2001-2002 гг., не исключено, что фактически так оно и было.
Роковым для ангарчан стал день 2 марта 2004 года, когда мэр Е.Канухин подписал постановление №553, в котором без всяких обоснований, произвольно, постановил «цифру 0,244 изменить на цифру 0,310», то есть увеличил норматив на отопление на 27%. Именно с этого дня и началось в буквальном смысле слова ограбление ангарчан. По грубым подсчетам, за период с марта 2004 года по март 2010 года сумма грабежа составила порядка 500 миллионов рублей. Не хило, не правда ли?

В мае 2006 года правительство РФ приняло постановление №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», выполнение которого должно было поставить нормативы «на место». Но это постановление местные власти, естественно, проигнорировали. В принципе, ангарчане имеют полное юридическое право предъявить иски местной власти о возмещении вреда, причиненного незаконно установленным нормативом на отопление.

И уясните себе, господа у власти, что нет нормативов «среднестатистических», «больших» и «маленьких», а есть обоснованные и необоснованные нормативы. Тот факт, что действующий в Городу норматив расхода тепла на отопление ничем не обоснован и преступно завышен, неоспорим. Кстати, в постановлении №306 указано: «нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также в степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются». Так, рассчитанный именно по постановлению правительства норматив для 4-этажных кирпичных домов равен 0,198 Гкал/м.

Поэтому на митингах и в обращениях к вышестоящим властям должны звучать требования об установлении обоснованных нормативов на отопление (по постановлению правительства №306 от 23 мая 2006 года), возврате незаконно изъятых из наших скудных кошельков денег за период хотя бы с мая 2006 года по настоящее время и наказании виновных.

Аналогичная ситуация и с нормативом потребления горячей воды. Ну не в состоянии человек потребить в сутки 167 литров! Как правило, фактическое потребление горячей воды не превышает установленные в СНиП нормы в размере 105 литров на одного человека в средние сутки. А чтобы платить, как указано в Гражданском кодексе, за реально потребленные ресурсы, агитирую ангарчан за установку счетчиков горячей воды. С учетом реальных ситуаций (командировки, поездки на дачу, прописка фактически не проживающих родственников и т.п.) экономия по уплате за горячую воду просто фантастическая – до 600 рублей в месяц!

Не могу не коснуться такого нонсенса в действующем в Городу порядке оплаты коммунальных услуг, как оплата за очистку сточных вод. Могу сказать с полной уверенностью, что нет такой коммунальной услуги! В правилах пользования системами канализации говорится, что водоотведение автоматически подразумевает передачу сточных вод на очистку. Но кто же откажется от халявного пирога! Ведь начисление по нормативам даёт такую хорошую «прибавку» к фактическим затратам на очистку сточных вод. И вообще по Жилищному кодексу коммунальные услуги должны оплачиваться управляющим компаниям, а в Городу порядок оплаты поставлен с ног на голову, что лишает нас конституционного права не оплачивать некачественно предоставленные услуги.
Как, например, снизить плату при несоблюдении температурного режима горячего водоснабжения, если за параметры отвечает управляющая компания, а оплата ведётся в АТСК? Не имеют права по закону на взимание платы непосредственно с населения ни АТСК, ни «Россияий водоканал», ни тем более УВКиОСВ нефтехимической компании. Только газ и электроэнергия оплачиваются ресурсоснабжающим организациям.

К слову сказать, есть необходимость строго проанализировать обоснованность столь резкого роста тарифов на очистку сточных вод. В прошлом имел место прецедент необоснованного завышения стоимости очистки сточных вод для промпредприятий.
Так что не политической агитации или политической конъюнктуры ради бьются люди на митингах, а ради своего кошелька. Но когда власть имущие не слышат и не видят бед народных, тогда начинается политика. Это же аксиома политической жизни, господа хорошие.

Егор ПЕТРОВ,
инженер-теплотехник

Добавить комментарий