Иркутской области нужны добротные дороги

Иркутской области нужны добротные дорогиВ Иркутской области должен появиться собственный закон о дорожном фонде

Состояние отечественных дорог в комментариях не нуждается, но даже на фоне безрадостной общей картины Приангарье выделяется в худшую сторону. Во-первых, их мало: уровень обеспеченности дорогами в Иркутской области составляет 42% от расчетного показателя, а в северных районах не превышает 33%. Те же дороги, что есть в наличии, отличаются низким техническим уровнем и неудовлетворительным эксплуатационным состоянием.

Проще говоря, они плохо построены и отвратительно содержатся: 63% региональных и 80% муниципальных автомобильных дорог не отвечают нормативным требованиям. 172 населенных пункта вообще не имеют круглогодичной автотранспортной связи с областным центром, из 12,6 тыс. километров автомобильных дорог общего пользования только 3,4 тыс. имеют асфальтовое или бетонное покрытие. Остальные дороги — это гравий и щебенка, а то и грунтовые, и зимники.

Лекарство от этой извечной российской беды найти непросто: в стране чрезвычайно высок уровень коррупции, если просто увеличивать в разы суммы, выделяемые на строительство и обслуживание дорог, они скорее всего будут оседать в карманах разнообразных ответственных лиц. Как разработать механизм, который бы сделал процедуру финансирования дорожного строительства открытой и гласной, а расходование средств – эффективным?
С 1 января 2012 года вступает в силу федеральный закон о создании дорожных фондов, предусматривающий создание территориальных фондов в каждом российском регионе. На самом деле это возвращение к опыту, существовавшему с начала 90-х годов, когда транспортный налог в 2,5% от оборота любого предприятия поступал в территориальный дорожный фонд. В 2002 году целевые транспортные налоги были отменены.

В Москве обещали, что потери региональным бюджетам компенсируют за счет акцизов на горюче-смазочные материалы и налогов с владельцев машин, кроме того, пообещали сохранить финансирование дорожной отрасли. Вместо этого региональные дороги по существу остались без финансирования.

«В Иркутской области действует программа развития дорожной отрасли, рассчитанная на 2011-2015 годы, которая предусматривает израсходовать 9 млрд. рублей, – считает депутат Законодательного собрания Сергей ТЕН. – Это, прямо скажем, немного. Сегодня в Приангарье на один километр дорожной сети ежегодно расходуется около 50 тысяч рублей, что в 2,2 раза меньше по сравнению с Кемеровской областью, Красноярским краем и Республикой Бурятия».

Новый федеральный закон требует, чтобы региональные дорожные фонды были сформированы не позднее 1 января 2012 года. Депутаты ЗС заверили, что постараются, чтобы законодательная база для этого была готова не позже сентября.

«Закон о создании регионального дорожного фонда должен быть принять не позже сентября 2011 года, до начала рассмотрения проекта бюджета на 2012 год, – заявила спикер Законодательного собрания Людмила БЕРЛИНА. — Тогда успеем заложить в бюджет доходы и расходы дорожного фонда на будущий год». В частности, предстоит определить, будут ли перечисляться в фонд не только сборы акцизов на топливо, транспортный налог, но и иные поступления.

Рабочую группу по подготовке закона возглавил первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир ПАШКОВ. В нее вошли представители правительства Приангарья, дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского и ассоциации муниципальных образований.

«Наша главная задача заключается в том, чтобы определить перечень собственных источников пополнения регионального дорожного фонда и разработать механизмы создания и действия муниципальных дорожных фондов, – отметил Сергей Тен, вошедший в состав рабочей группы. – Одной из основных проблем на пути реализации областного закона является отсутствие источников финансирования формирования муниципальных дорожных фондов».

Заложить в дорожный фонд средства недостаточно. В 2012 году по новому закону более девяти тысяч километров дорог будут переданы из областной государственной собственности в муниципальную. «Необходимо продумать, кто и как будет заниматься оформлением паспортов автомобильных дорог и постановкой их на баланс, – говорит Сергей Тен. – На эти цели необходимо 624 млн. рублей, этих средств у муниципальных образований сегодня нет. Однако постепенно эту работу необходимо начинать, в противном случае мы не сможем финансировать содержание дорог».
Необходимо определить, какой объем денежных средств необходим для эффективной работы дорожного фонда в каждом муниципалитете. Для этого, считает Сергей Тен, должны быть разработаны понятные критерии распределения денежных средств. Необходимо учитывать протяженность дорог, количество населения и автотранспорта. «Мы с участниками рабочей группы договорились о том, что наша работа не завершится принятием законопроекта, а продолжится разработкой нормативной базы, необходимой для успешной реализации закона. В конце концов наша задача заключается не только в том, чтобы закон заработал. В конечном итоге мы должны получить нормальные автодороги, причем уже в ближайшем будущем».

Виктор ВОЗДВИЖЕНСКИЙ

63% региональных и 80% муниципальных автомобильных дорог не отвечают нормативным требованиям.

Иркутской области нужны добротные дорогиВ Иркутской области должен появиться собственный закон о дорожном фонде

Состояние отечественных дорог в комментариях не нуждается, но даже на фоне безрадостной общей картины Приангарье выделяется в худшую сторону. Во-первых, их мало: уровень обеспеченности дорогами в Иркутской области составляет 42% от расчетного показателя, а в северных районах не превышает 33%. Те же дороги, что есть в наличии, отличаются низким техническим уровнем и неудовлетворительным эксплуатационным состоянием.

Проще говоря, они плохо построены и отвратительно содержатся: 63% региональных и 80% муниципальных автомобильных дорог не отвечают нормативным требованиям. 172 населенных пункта вообще не имеют круглогодичной автотранспортной связи с областным центром, из 12,6 тыс. километров автомобильных дорог общего пользования только 3,4 тыс. имеют асфальтовое или бетонное покрытие. Остальные дороги — это гравий и щебенка, а то и грунтовые, и зимники.

Лекарство от этой извечной российской беды найти непросто: в стране чрезвычайно высок уровень коррупции, если просто увеличивать в разы суммы, выделяемые на строительство и обслуживание дорог, они скорее всего будут оседать в карманах разнообразных ответственных лиц. Как разработать механизм, который бы сделал процедуру финансирования дорожного строительства открытой и гласной, а расходование средств – эффективным?
С 1 января 2012 года вступает в силу федеральный закон о создании дорожных фондов, предусматривающий создание территориальных фондов в каждом российском регионе. На самом деле это возвращение к опыту, существовавшему с начала 90-х годов, когда транспортный налог в 2,5% от оборота любого предприятия поступал в территориальный дорожный фонд. В 2002 году целевые транспортные налоги были отменены.

В Москве обещали, что потери региональным бюджетам компенсируют за счет акцизов на горюче-смазочные материалы и налогов с владельцев машин, кроме того, пообещали сохранить финансирование дорожной отрасли. Вместо этого региональные дороги по существу остались без финансирования.

«В Иркутской области действует программа развития дорожной отрасли, рассчитанная на 2011-2015 годы, которая предусматривает израсходовать 9 млрд. рублей, – считает депутат Законодательного собрания Сергей ТЕН. – Это, прямо скажем, немного. Сегодня в Приангарье на один километр дорожной сети ежегодно расходуется около 50 тысяч рублей, что в 2,2 раза меньше по сравнению с Кемеровской областью, Красноярским краем и Республикой Бурятия».

Новый федеральный закон требует, чтобы региональные дорожные фонды были сформированы не позднее 1 января 2012 года. Депутаты ЗС заверили, что постараются, чтобы законодательная база для этого была готова не позже сентября.

«Закон о создании регионального дорожного фонда должен быть принять не позже сентября 2011 года, до начала рассмотрения проекта бюджета на 2012 год, – заявила спикер Законодательного собрания Людмила БЕРЛИНА. — Тогда успеем заложить в бюджет доходы и расходы дорожного фонда на будущий год». В частности, предстоит определить, будут ли перечисляться в фонд не только сборы акцизов на топливо, транспортный налог, но и иные поступления.

Рабочую группу по подготовке закона возглавил первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир ПАШКОВ. В нее вошли представители правительства Приангарья, дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского и ассоциации муниципальных образований.

«Наша главная задача заключается в том, чтобы определить перечень собственных источников пополнения регионального дорожного фонда и разработать механизмы создания и действия муниципальных дорожных фондов, – отметил Сергей Тен, вошедший в состав рабочей группы. – Одной из основных проблем на пути реализации областного закона является отсутствие источников финансирования формирования муниципальных дорожных фондов».

Заложить в дорожный фонд средства недостаточно. В 2012 году по новому закону более девяти тысяч километров дорог будут переданы из областной государственной собственности в муниципальную. «Необходимо продумать, кто и как будет заниматься оформлением паспортов автомобильных дорог и постановкой их на баланс, – говорит Сергей Тен. – На эти цели необходимо 624 млн. рублей, этих средств у муниципальных образований сегодня нет. Однако постепенно эту работу необходимо начинать, в противном случае мы не сможем финансировать содержание дорог».
Необходимо определить, какой объем денежных средств необходим для эффективной работы дорожного фонда в каждом муниципалитете. Для этого, считает Сергей Тен, должны быть разработаны понятные критерии распределения денежных средств. Необходимо учитывать протяженность дорог, количество населения и автотранспорта. «Мы с участниками рабочей группы договорились о том, что наша работа не завершится принятием законопроекта, а продолжится разработкой нормативной базы, необходимой для успешной реализации закона. В конце концов наша задача заключается не только в том, чтобы закон заработал. В конечном итоге мы должны получить нормальные автодороги, причем уже в ближайшем будущем».

Виктор ВОЗДВИЖЕНСКИЙ

63% региональных и 80% муниципальных автомобильных дорог не отвечают нормативным требованиям.

Добавить комментарий